В системе налогового контроля камеральной проверке отведена весьма важная роль. Однако, не смотря на это, для многих налогоплательщиков остаются открытыми вопросы, касающиеся их прав и обязанностей во время проведения таковой, оформления её результатов и возможных последствий.
Давайте попробуем последовательно дать ответ на каждый из них.
Понятие и цели камеральной проверки
Камеральная проверка – одна из форм налогового контроля, реализуемого должностными лицами, представляющими налоговые органы в рамках тех полномочий, которыми они наделены законодательством.
Проведение данного вида проверки регламентируется 88 статьей НК РФ. Анализ документов (налоговые декларации, бухгалтерская отчетность, иная документация, имеющаяся в распоряжении ИФНС) производится в течение 3-х месяцев с того момента, как они были предоставлены в налоговый орган. При этом выезд проверяющего лица к налогоплательщику не предусмотрен.
Цели камеральной налоговой проверки:
осуществить контроль соблюдения нормативно-правовых и законодательных актов в части исчисления и уплаты сборов и налогов;
выявить и своевременно предотвратить налоговые правонарушения;
взыскать неуплаченные либо уплаченные не в полном объеме налоги и соответственные пени;
возбудить в законодательно установленном порядке процедуру взыскания налоговых санкций (при условии наличия оснований);
подготовить данные, необходимые для рационального отбора тех налогоплательщиков, в отношении которых целесообразно проведение выездной налоговой проверки.
Как должны быть оформлены результаты камеральной проверки?
Обязательно или нет составление акта камеральной проверки? Данный вопрос продолжительное время оставался спорным. По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ такой необходимости нет. Позиция большей части арбитражных судов совершенно иная – оформление результатов камеральных проверок должно быть таким же, как и выездных. В противном случае речь может идти о нарушении прав налогоплательщика.
Таким образом, если были выявлены факты нарушения законодательства о сборах и налогах, должностные лица, проводящие проверку, обязаны составить акт в течение 10-и дней после её окончания. Акт камеральной проверки составляется в соответствии с формой утвержденной Приказом ФНС РФ N САЭ-3-06/892@ от 25.12.2006 года.
Акт заверяется подписью лица, осуществлявшего проверку и самого налогоплательщика (либо его представителя). При отказе налогоплательщика подписывать данный документ в акт вносится надлежащая запись.
ВАЖНО! Предприниматель, который не согласен с выводами, сделанными налоговым органом по итогам камеральной проверки, вправе направить в ИФНС письменные возражения и документы, подтверждающие их обоснованность (могут быть представлены заверенные копии). Для этого с момента получения акта проверки у него есть 15-ть дней.
Последствия
Следствием данного вида налоговой проверки может стать наложение штрафных санкций и начисление пени.
Основание для наложения штрафа:
непредставление бухгалтерской отчетности или налоговой декларации;
ООО «СМАРТ+» предоставит квалифицированную поддержку при разрешении проблемных вопросов, возникающих в ходе прохождения выездных и камеральных проверок. Наши специалисты обеспечат комплексную защиту клиента на всех этапах проверки, проводимой ФНС, помогут оспорить вынесенное по её результатам решение, минимизировать сумму пеней, штрафов, доначислений.
Сообщение сведений об адвокатах, внесенных в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта РФ (в т.ч. сведений об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенных из указанного реестра, а также о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов за май 2013 г.
Адвокатские палаты субъектов РФ.
Вид отчетности или платежа
Плательщики
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, ФСС, ФФОМС
Уплата ежемесячных обязательных платежей в соответствующие государственные внебюджетные фонды за май 2013 г.
Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в т.ч. по дополнительному социальному обеспечению: - членов летных экипажей; - отдельных категорий работников организаций угольной промышленности).
Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя
Уплата платежа по дополнительным взносам на накопительную часть трудовой пенсии и взносам работодателя за май 2013 г.
Работодатели.
Акцизы
Уплата авансового платежа по акцизу за июнь 2013 г.
Организации, осуществляющие на территории РФ производство алкогольной продукции (за исключением вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции).
Налог на прибыль организаций
Уплата налога с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), подлежащих налогообложению в соответствии с п. 4 ст. 284 НК РФ за май 2013 г.
Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.
Представление уведомлений налоговым органам на территории того субъекта РФ, в котором созданы новые или ликвидированы обособленные подразделения: - о выборе обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта РФ, за май 2013 г. Рекомендованные формы уведомлений N 1, N 2 и схемы направления уведомлений приведены в письме ФНС России от 30.12.2008 N ШС-6-3/986. Рекомендованная форма уведомления N 3, представляемая ответственными участниками КГН, приведена в письме ФНС России от 20.04.2012 N ЕД-4-3/6656@.
Налогоплательщики, ответственные участники КГН, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, в случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в течение 2013 г.
Вид отчетности или платежа
Плательщики
Акцизы
Представляют за июнь 2013 г.: - копию (копии) платежного документа, подтверждающего перечисление денежных средств в счет уплаты суммы авансового платежа акциза; - копию (копии) выписки банка, подтверждающей списание указанных средств с расчетного счета производителя алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции; - извещение (извещения) об уплате авансового платежа акциза Форма извещения об уплате авансового платежа акциза утверждена Приказом ФНС России от 14.06.2012 N ММВ-7-3/405@.
Налогоплательщики, уплатившие авансовый платеж акциза (организации, осуществляющие на территории РФ производство алкогольной продукции, за исключением вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции).
Представляют за июнь 2013 г.: - банковскую гарантию; - извещение (извещения) об освобождении от уплаты авансового платежа акциза Форма извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза утверждена Приказом ФНС России от 14.06.2012 N ММВ-7-3/405@.
Налогоплательщики - производители алкогольной и (или) подакцизной продукции.
Вид отчетности или платежа
Плательщики
НДС
Уплата 1/3 налога за I квартал 2013 г.
Налогоплательщики (за исключением лиц, в случае выставления ими покупателю счета- фактуры с выделением НДС) Налоговые агенты.
Представление уведомления об об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ и документов, подтверждающих право на такое освобождение, начиная с июня 2013 г. Форма уведомления утверждена Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342.
Налогоплательщики, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 000 000 руб. за март, апрель, май 2013 г.
Представление уведомления: - о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ и документов, подтверждающих право на такое освобождение, - или об отказе от освобождения начиная с июня 2013 г. Форма уведомления утверждена Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342.
Налогоплательщики, которые использовали право на освобождение в течение 12 календарных месяцев (с июня 2012 г. по май 2013 г.).
Представление уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика и документов, подтверждающих право на такое освобождение, начиная с мая 2013 г. Форма уведомления утверждена Приказом Минфина России от 30.12.2010 N 196н.
Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (в отношении организаций, не использовавших ранее права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика).
Представление уведомления: - о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев, - или об отказе от освобождения и документов, подтверждающих право на такое освобождение, начиная с июня 2013 г. Форма уведомления утверждена Приказом Минфина России от 30.12.2010 N 196н Внимание! Расчет совокупного размера прибыли представляется в случае, когда объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной участником проекта, превысил один миллиард рублей. Форма расчета совокупного размера прибыли утверждена Приказом Минфина России от 30.12.2010 N 196н.
Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", по истечении 12 календарных месяцев использовавшие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Косвенные налоги
Уплата косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам за май 2013 г.
Налогоплательщики при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов таможенного союза по: - принятым на учет импортируемым товарам; - по платежу, предусмотренному договором (контрактом) лизинга.
Представление налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) за май 2013 г. Форма декларации утверждена Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н.
Налогоплательщики при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов таможенного союза.
Акцизы
Представление уведомления о максимальных розничных ценах по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий, начиная с июля 2013 г. Формы N 1 и N 2 уведомлений утверждены Приказом Минфина России от 25.08.2006 N 108н.
Налогоплательщики при определении расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.
Налог на прибыль организаций
Представление уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика и документов, подтверждающих право на такое освобождение, начиная с мая 2013 г. Форма уведомления утверждена Приказом Минфина России от 30.12.2010 N 196н.
Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (в отношении организаций, не использовавших ранее права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика).
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
Уплата регулярного взноса по сбору.
Организации, получившие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Уплата единовременного взноса по сбору, в случае окончания действия разрешения на добычу (вылов) в мае 2013 г.
Плательщики сбора, получившие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в качестве разрешенного прилова.
Налог на игорный бизнес
Представление декларации и уплата налога за май 2013 г. Форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 28.12.2011 N ММВ-7-3/985@.
Налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Сведения о среднесписочной численности работников
Представление сведений. Форма сведений утверждена Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@.
Организации, созданные (реорганизованные) в мае 2013 г.
Вид отчетности или платежа
Плательщики
Акцизы
Представление декларации и уплата акциза за май 2013 г. Форма налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, утверждена Приказом ФНС России от 14.06.2011 N ММВ-7-3/369@ Форма налоговой декларации по акцизам на табачные изделия утверждена Приказом Минфина России от 14.11.2006 N 146н.
Налогоплательщики (за исключением налогоплательщиков, имеющих свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом.
Представление декларации и уплата акциза за март 2013 г. Форма налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, утверждена Приказом ФНС России от 14.06.2011 N ММВ-7-3/369@.
Налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом.
Отчет об использовании денатурированного этилового спирта
Представление отчетов за май 2013 г. Формы отчетов приведены в приложениях N 1 и N 2 к Приказу Минфина России от 27.02.2006 N 31н.
Организации, имеющие свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом.
Уплата третьего ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во II квартале 2013 г.
Налогоплательщики, для которых отчетным периодом является первый квартал, полугодие и девять месяцев.
Уплата ежемесячного авансового платежа.
Вновь созданные организации в случае превышения выручки от реализации 1 млн. руб. в месяц в мае 2013 г.
Представление декларации и уплата авансового платежа за май 2013 г. Форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@. В необходимых случаях декларация представляется по формам, утвержденным Приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@, Приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1.
Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли.
Представление налогового расчета за май 2013 г. Форма расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@ Форма расчета налога на прибыль организаций, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов), утверждена Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@.
Налоговые агенты, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли.
Представление расчета финансового результата инвестиционного товарищества за май 2013 г. Форма расчета утверждена Приказом Минфина России от 13.06.2012 N 77н.
Управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, исчисляющий ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли.
Представление уведомления о решении признания соответствующей скважины непродуктивной, принятом в отношении каждой скважины за май 2013 г.
Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли.